пятница, 28 ноября 2014 г.

Модерация. Снова о ней





Вчера 27.11.2014 в ГОУ СПО ТО "Тульский экономический колледж" (ТЭК) прошла замечательная педагогическая мастерская. На самом деле она была посещена разработке современных учебно-методических комплексов преподавателей СПО. Кто не в курсе, в отличие от школьных учителей, которые вынуждены использовать только те УМК и те учебники, которые рекомендует им Минобрнауки, преподаватели СПО разрабатывают комплексное учебно-методическое обеспечение своих предметов самостоятельно. При этом в УМК могут входить, например, не просто конспект лекций, а разработанный самим педагогом полноценный электронный учебник. Или, еще вариант, как в нашем ТЭК на сайте колледжа для каждого преподавателя заведена отдельная страница, где размещается полный комплект учебно-методического сопровождения.
Кроме того, что на первой теоретической части заместитель директора и заведующие ПЦК (предметно-цикловых комиссий) рассказали об общих подходах к разработке УМК в их колледже, на второй части мы все разошлись по мастер-классам, где преподаватели колледжа демонстрировали, как именно претворятся в жизнь разработанные ими учебно-методические материалы.
В этот раз, впервые за три года своей работы в институте повышения квалификации я не пошла вместе со всеми, осознанно выбрав для себя роль не пассивного наблюдателя, а активного преподавателя. То есть впервые дала собственный мастер-класс, который назвала "Современное учебное занятие в аспектах ФГОС".
Сюда хочу выложить как свои материалы, так и презентации коллег, касательно наполнения УМК преподавателя колледжа по учебной дисциплине и профессиональному модулю.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
мастер-класса


Тема
Современное учебное занятие в аспектах ФГОС: технология модерации
Тип учебного занятия
Открытие нового знания
Технология построения занятия с педагогами
Технология модерации
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал, ватманы для выполнения группового задания, маркеры и цветные карандаши
Цель:
Предметные:
1.    Познакомиться с современными подходами к проектированию учебного занятия на основе технологии модерации;
2.    Выявить положительные и отрицательные стороны проектирования урока на основе технологии модерации;
3.    Познакомиться с приемами и методами активизации образовательного процесса на учебном занятии, базирующихся на основе интерактивной модели обучения;
4.    Развить умение проектировать урок (учебное занятие) в соответствии с новыми требованиями современных образовательных стандартов;
5.    Приобрести практический опыта в проектировании технологической карты урока (учебного занятия) на основе технологии модерации.
Метапредметные:
1.    Развить коммуникативную компетентность – стимулирования навыков коммуникации в группе, обмена опытом и взаимообучения;
2.    Развить творческий потенциала;
3.    Проявить инициативность;
4.    Получить стимул к творческому саморазвитию.
Личностные:
1.    Развить познавательный интерес к проблеме проектирования современного урока (учебного занятия) в соответствии с требованиями ФГОС;
2.    Развить мотивацию к использованию на уроках современных педагогических технологий
Основные понятия: ФГОС, технология, современная педагогическая технология, модерация, интерактивность, коммуникация, визуализация, мониторинг, рефлексия, качество образования
Формы работы:  фронтальная , работа в мобильных мини-группах, индивидуальная




Ход урока
№ этапа
Этап урока
Время
Методы и приемы
Содержание деятельности
1.   
Оргмомент
1 мин.
Карандаш
Распределение на малые группы по четыре человека. Каждый из участников мастер-класса вытаскивает карандаш понравившегося ему цвета. Так появляются четыре команды – Красные, Зеленые, Синие и Желтые. После того, как команды собраны, они получают ватман и маркер «своего» цвета.
2.   
Инициация
1 мин.
Ребус
На слайде показан ребус, в котором зашифровано слово «Модерация»
3.   
Вхождение
2 мин.
Выбор целей
Участникам предлагается в ходе индивидуальной работы ознакомиться со списком целей и выбрать для себя те, которые кажутся наиболее подходящими для него. Отметить их в карточке с помощью цветного карандаша «своего» цвета
4.   
Формирование ожиданий обучающихся
5 мин.
Список покупок
Используется несколько видоизмененный прием «Список покупок». Участники не просто формируют «потребительскую корзину» тех задач (ожиданий), которые они ставят перед собой, а работая в малых группах заполняют таблицу, состоящую из двух колонок «Покупаю» (то, что готов взять от нашего занятия) и «Продаю» (то, что готов отдать, чем согласен поделиться).
5.   
Интерактивная лекция
20 мин.
Мини-лекция

Приемы активного слушания
Ведущий мастер-класса читает лекцию о технологии модерации, участники мастер-класса каждый в своей малой группе заполняют четыре вида таблиц  – Инсерт, Трехчастный дневник, Таблица Донны Огл, Бортовой журнал
6.   
Эмоциональные разрядки
1 мин.
Японский каллиграф
Старые мастера утверждали: кто не научится правильно сидеть и держать инструмент, может махнуть на себя рукой, он никогда не будет писать хорошо. Первый урок каллиграфии: склоненные в чрезмерном усердии головы, согнутые спины, судорожно зажатый в руке инструмент — все это сводит на нет усилия начинающих. Контролируйте себя постоянно: спина прямая, левая рука образует точку опоры, принимая часть веса корпуса, и одновременно придерживает бумагу. Неправильное положение левой руки часто портит все дело. Но мы с вами усложним друг другу задачу и попробуем написать свое имя не кистью, зажатой в правой руке, а головой.
(Примечание: такой прием улучшает кровообращение мозга)
7.   
Проработка содержания
20 мин.
Групповая работа
Каждая команда разрабатывает технологическую карту урока по технологии модерации с помощью специального ЭОР (Конструктор урока: технология модерации)
8.   
Подведение итогов
5 мин.
Все в твоих руках
Каждый обводит на общем плакате свою раскрытую ладонь, а внутри контура каждого пальца письменно фиксирует свою оценку содержания занятия или собственной деятельности, общее эмоциональное состояние.


Самоанализ или P.S. самое интересное в приеме комплексной рефлексии "Все в твоих руках" то, что участники написали на мизинчиках, потому что именно там нужно было обозначить, что не понравилось, осталось непонятым, вызвало недовольство. Т.е. если на других пальцах они писали для себя, осмысляли свои достижения и эмоции, то мизинцы в этом приеме предназначены для ведущего (учителя). Некоторые оставили их без надписей, что на первый взгляд хорошо, значит,  мастер-класс был успешным, но с другой, может оказаться так, что не хотели обидеть или просто не восприняли то, чем мы занимались, всерьез. Но были и те, кто нашел то, чем хотел бы помочь мне в следующий раз не повторить своих ошибок. 
Во-первых, нам откровенно не хватило времени, потому что в читальном зале, где происходил наш мастер-класс стали собираться участники других мастер-классов для общего подведения итогов РПМ. Считаю, это моя вина, я не смогла уложиться в запланированное время. Это же и отметили "на мизинчиках" несколько из участников. 
Во-вторых, оказалось несколько скомканным окончание интерактивной лекции и переход к групповой работе (один из участников указал на "своем мизинчике" именно на это), думаю тут сыграли роль два фактора, как раз на этом моменте стали возвращаться те, кто в этом мастер-классе не участвовал, плюс к этому, я знаю за собой такую вещь, после интенсивного "вычитывания" материала, начинаю уставать и иногда не получается сопротивляться подсознательному желанию "поскорее отмучиться". У меня такое было и в занятиях с "детками" (студентами колледжа) и на курсах повышения квалификации со слушателями. Так что считаю, что надо учиться лучше контролировать свои минутные порывы. 
В-третьих, среди тех, кто в своей рефлексии все-таки "расписался на мизинце" оказались трое (всего участников у нас было пятнадцать), кто написал одно единственное слово - "модерация". То есть, суть понятия модерации ускользнула от них. Значит, когда я отбирала содержание учебного материала, я упустила его, не дала в ходе лекции лаконичного определения, ответа на вопрос что же такое модерация. Считаю это самым большим своим минусом и собираюсь переработать структуру мини-лекции.

 Но в общем и целом хочется сказать, что я очень довольна состоявшимся мероприятием. Рассматриваю его, как хороший толчок к будущему саморазвитию не только себя любимой, но и тех, кто записался и принял участие в мастер-классе. Обмен опытом признаю свершившимся и весьма ценным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий