понедельник, 16 февраля 2015 г.

Мастер-класс по социо/игровым технологиям

Сначала об истоках. Еще до того, как нашла сайт http://www.openlesson.ru/, прочитала книгу Вячеслав БУКАТОВ, Александра ЕРШОВА "НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ". Пособие по социо-игровым технологиям обучения для  учителей физики, математики, географии, и биологии. Долго решалась попробовать что-нибудь из предложенных приемов со своими детками. напомню, что изначально являюсь педагогом среднего профессионального образования, потому и детки у меня довольно взрослые. Первый курс - это фактически 10 класс школы. А тут игры, драматический замысел урока, социо/игровая режиссура и все такое прочее. Первым, что я сделал (подсмотрев прием в книжке), предложила во время письменного опроса сложить из листочков с ответами воздушный самолетик и направить в сторону доски. Деткам понравилось, мне тоже. Решила продолжить свои изыскания. После этого использовала прием "Ожившие модели", для уроков по дисциплине "Естествознание" он оказался весьма плодотворным. Потом при разделения на малые группы предложила вспомнить детские считалочки, неожиданно, тоже получилось. У меня-то были домашние заготовки, но детки меня поразили своими познаниями, некоторые считалочки я и не слышала никогда. Ну а дальше я уже решила попробовать социо/игровые технологии в обучении взрослых на курсах повышения квалификации. Как я уже писала, важно, при работе с педагогами, провести занятие, спроектированное в соответствии с идеей той технологии, которой планируешь их научить. Так появился мастер-класс, спроектированный в логике социо/игровой модели обучения, "Современные педагогические технологи как обязательный элемент урока, спроектированного в соответствии с идеями ФГОС




Ход практикума
№ этапа
Этап
Время
Методы и приемы
Содержание деятельности
1
З
А
В
Я
З
К
А
10 мин.
Разрезанная открытка
Распределение по командам. Участникам практикума предлагается вытащить «из веера» фрагмент открытки, на обратной стороне которой написано одно слово: «царь», «царевич», «сапожник», «портной», «черная метка». Необходимо верно сложить открытку, так образуются команды. После чего педагог-ведущий читает считалочку:
На златом крыльце сидели:
Царь – всем капитан;
Царевич – посол других стран;
Сапожник – помощник;
Портной – удалой.
Кто ты будешь такой?
После чего объясняет функции каждого из персонажей.
Капитаны участвуют в конкурсе капитанов и осуществляют общую руководящую функцию, царевичами в какой-то момент команды обменяются, по потом те снова вернуться «из посольства», чтобы помочь своей команде на завершающем этапе. Сапожник выполняет роль первого помощника, а портной, как самый смелый портняжка первым вызывается к доске, чтобы представлять всему честному собранию наработки своей команды.
В случае если команда решает откорректировать распределение ролей, разрешается одним членам команды зачеркнуть на своем фрагменте открытки полученную случайным образом роль и сверху написать другую.




З
А
В
Я
З
К
А
1 мин.
В поисках слова
Педагог-ведущий:
Ищем буквы под столами, на столах,
стулья двигаем и не путаемся в словах.
Нужно найти приклеенные к мебели буквы и сложить называние своей команды, не перепутав их.
Команды всего четыре:
ФГОС, ЭОР, АМО, ПС
Плюс, те, кто получили «черную метку». Они становятся командой экспертов. Их название зашифровано с помощью ребуса на трех карточках:


 



2
5 мин.
Акростих
Педагог-ведущий:
Раз, два, три
Для каждой буквы слово подбери
Нужно составить такой девиз, чтобы каждая буква из названия команды означала какое-то слово.
3
2 мин.
Создаем среду обитания
Педагог-ведущий:
А теперь все вместе
Определимся, как сесть бы
Командам предлагается организовать свое рабочее место.
4
О
С
Н
О
В
Н
О
Е


2 мин.
Считалка
Экспертам предлагается разделиться на две группы «Скептики» и «Оптимисты» с помощью детской считалочки:
Айны, деву,
Рики, факи,
Торба, ерба.
Он Дэсмаки,
Дэус, дэус,
Касматэус,
Бакс!
5
3 мин.
Слепой капитан
Педагог-ведущий:
Капитанам путь далек
Выйдите-ка все вперед
Глаза завяжите и за всех решите:
Какую пед. технологию выберете, не подглядите.
Капитанам завязывают глаза и е, с помощью подсказок своей команды добираются до интерактивной доски, на которой с помощью стилуса «в слепую» выбирают фигуру, при нажатии на которую открывается окошко с названием педагогической технологии.
Всего предлагаемых командам технологий четыре:
1.     Технология модерации;
2.     Технология развития критического мышления
3.     Социо/игровые технологии обучения;
4.     Технология перевернутого урока
6
20 мин.
Работа в малых группах сменного состава с большим неструктурированным кейсом
Перед началом работы в другую команду уходят «царевичи». Они так же принимают активное участие в работе «чужой» для себя команды над совместным проектом и только на заключительном этапе возвращаются обратно в свою команду.
Командам, которым выпали технология модерации технология развития критического мышления и социо/игровые технологии в качестве большого неструктурированного кейса выдаются книги:
1.     Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий/Авт.-сост. О. А. Уваровская. Волгоград: Учитель, 2014. 254 с.



Д
Е
Й
С
Т
В
И
Е


2.     Букатов В. М., Ершова А. С., Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения/ Изд-во: Школьная лига, 2013. 256 с.
3.     Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие / Изд-во:КАРО, 2013г.. 144 с.
Для команды, которой выпал «перевернутый урок», который является одним из самых известных смешанных технологий (традиционная технология смешана с дистанционными технологиями обучения) предлагается самим добыть информацию. Для этого им предоставляется компьютер с выходом в интернет, так как любой учитель, решивший связать свою профессиональную деятельность с данной технологией, должен уметь быстро ориентироваться в сетевом пространстве.
После того, как все дидактические средства розданы, команды получается одно задание для всех.
Составьте краткий рассказ о педагогической технологии, используя следующие опорные элементы:
ü Дайте определение технологии в 10 слов (если слов больше или меньше, эксперты должны будут наложить на команду штрафные баллы);
ü «Три кита» педагогической технологии или три золотых правила;
ü Я мог бы влюбиться в данную технологию за…;
ü Я мог бы возненавидеть данную технологию за…;
ü Изюминкой нашей технологии является…;
ü Проект урока по данной технологии.
После этого «портняжки» представляют командный проект на суд общественности. Царевичи кратко конспектируют все то, о чем рассказывает «портняжка» из их команды после чего возвращаются от команды соперника, чтобы принять участие в последнем этапе группового задания.
7
10 мин.
Ожившие модели
Участники команды «оживляют» проект урока по доставшейся им технологии. На подготовку выделяется 4-5 мин., после чего проект урока должен ожить.
8
К
У
Л
Ь
М
И
Н
А
Ц
И
Я
30 мин.
Экспертная оценка
_____
Проводиться параллельно с предыдущим этапом
В это время эксперты совместно вырабатывают системы экспертной оценки работы команд, сочиняют перечень критериев. После чего разделяются на два лагеря – Скептики и Оптимисты, и производят оценку представленных командами рассказов о педагогически технологиях. Затем делают экспресс-анализ работы каждой команды
9
Р
А
З
В
Я
З
К
А
5 мин.
Самоанализ педагога
Педагог-ведущий производит самоанализ учебного занятия, объясняет, что все оно было спроектировано в соответствии с идеями социо/игровых технологий. Объясняет, почему остановил свой выбор именно на этой педагогической технологии. Какие приемы, на его взгляд, показались более удачными, какие не удались? Представляет на суд общественности свое понимание таблицы-бабочки социо-игрового стиля обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий